История одного резонансного повреждения
Мальчик лет пяти гулял с дедушкой в парке. Дедушке вдруг стало плохо и он завалился на землю. Стал собираться народ, вызвали «скорую». Мальчик, естественно, ужасно напуганный, был рядом. И одна «правильная» бабуля, желающая, видимо, перевоспитать всех на свете, умудрилась мальчику сказать: ЭТО ИЗ-ЗА ТЕБЯ ДЕДУШКЕ СТАЛО ПЛОХО.
Дедушка вскоре оклемался. А вот мальчику после такого потрясения через день вырезали острый аппендицит!!!
Я увидел его на приёме недели через три. Мальчик переживал тяжёлое чувство вины, которое ему насадила бабка на улице. Даже операция сама по себе ситуацию не исчерпала. Бабка была, сука, страшной! Вину из мальчика я выдирал биодинамическими клещами долго и с большим усилием. Надеюсь, выдрал. Парень снова стал радоваться жизни, живот перестал болеть…
МОРАЛЬ: в критические моменты, и с детьми особенно, пожалуйста, НИКАКОЙ МОРАЛИ!!! Никаких «я же тебе говорил(а)», «сам виноват», «вот видишь», «надо было слушаться» и прочие манипуляции над детским сознанием в моменты, когда ребёнок рыдает от боли и страха.
Просто помощь, просто нейтральное утешение; волю в кулак и ведём себя так, словно ничего не произошло. По-доброму отвлекаем ребёнка. А ещё лучше — просто молчим и помогаем. Помним, что все слова, сказанные в момент боли и потрясения, падают в открытую рану сознания и становятся потом скрытой подсознательной директивой НАВСЕГДА. Или до тех пор, пока человек не отработает, не осознает эту боль. Сам или с помощью специалистов…
Такова магия слова. И молчание в таких случаях — не только золото, но ещё и здоровье.